Художественная литература и правовое воспитание детей

Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей. Отношение к детям, полнота удовлетворения их нужд не только отражают уровень социального прогресса, гуманность общества, но и свидетельствуют о дальновидности социальной политики государства, которое, заботясь о детях, тем самым, обеспечивает надежный фундамент для своего будущего.

С первых шагов ребёнок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные качественные изменения. Чтобы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на нравственно-правовой основе, учитывающей нравственные традиции развития человеческого общества

Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.

Детям доступны такие четыре группы прав:

I.       Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.

II.      Права на развитие, образование, отдых и досуг.

III.     Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.

IV.    Права на свободу слова, мысли и деятельности.

В условиях правового воспитания у старших дошкольников развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играет художественное слово.

Известно, что художественная литература – прекрасное средство правового воспитания и обучения правам человека. Художественная литература служит могучим, действенным средством нравственного, умственного и эстетического воспитания детей. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений. В круг чтения на нравственно-правовые темы желательно включать разнообразные по жанру художественные произведения больших и малых форм: повести, рассказы, циклы рассказов, фольклорные и авторские сказки. Благодаря книге А. Усачева «Приключения маленького человечка» ребёнок знакомится с основными правами из Всеобщей Декларации Прав Человека.

Большую помощь в правовом воспитании детей оказывают пословицы и поговорки, отражающие плохие и хорошие поступки. На материале сказок детям легче понять цену человеческой жизни, вызвать чувство сожаления по поводу того или иного плохого поступка. Если рассматривать сказку с нравственно-правовой точки зрения, то сразу становится очевидным – мораль сказки формирует нравственные качества и выявляет нарушение правовых норм.

  • Право на жизнь и свободу: «Красная шапочка» Ш. Перро, русские народные сказки «Колобок», «По щучьему веленью», «Морозко».
  • Право на медицинское обслуживание: «Айболит» К.И. Чуковский.
  • Право на жизнь и свободу выбора: русская народная сказка «Царевна лягушка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин.
  • Право на личное имущество, защиту от рабской зависимости, жестокое обращение, эксплуатацию в любой форме: Г.Х. Андерсен «Дюймовочк
  • Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
  •  Право на неприкосновенность жилища и имущества: В.С. Михалков «Три поросёнка», М. Пляцковский «Как две лисы нору делили», русские народные сказки «Три медведя», «Заюшкина избушка», Н. Носов «Огурцы».
  • Право свободно передвигаться и выбирать место жительства: В.М. Гаршин «Лягуш
  • а», А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», «Двенадцать месяцев», «Морозко», Ш. Перро «Золушка». Право на труд: русская народная сказка «Репка».
  • Право искать убежище от преследования в др. странах: Г.Х. Андерсен «Дюймовочка». Право на личную неприкосновенность, на собственное мнение, на свободу: А.С. ка-путешественница».
  • Право на свободное мнение и уважение другого: М. Пляцковский «Фонтан, который умел плавать», К.Д. Ушинский «Ветер и солнце».

Все сказки имеют правовой аспект, побуждают ребят доброжелательно относиться к положительным героям и с осуждением к отрицательным персонажам.

Неоценимый вклад в решение поставленной проблемы вносят этические беседы: «Твоё мнение», «В лес пускают без билета», «Страна справедливости», «От улыбки стало всем светлей», «Я и мой мир», «Люди вокруг меня». Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы нравственно-правовых оценок. Именно усвоение этических понятий в процессе ознакомления и обсуждения литературных произведений в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости, формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.

Театрализованные игры также помогают формировать нравственно-правовые нормы поведения. Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. В результате «проживания» в образе сказочного персонажа ребенок проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет ее на себя и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо.

Знакомство с художественными произведениями и анализ прочитанного позволяют сформировать у дошкольников оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учат применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности. Дети начинают понимать смысл нравственно-правовых требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В результате нравственно-правового воспитания у детей формируются наиболее важные нравственные качества, которые являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности.

Подрастающее поколение должно с детского сада получать хотя бы элементарные представления о демократии, правах человека, ребенка, нормах нравственности. Только в этом случае мы, взрослые, можем надеяться, что наши дети вырастут свободными, талантливыми, образованными гражданами новой России.

по материалам интернет сайтов