Символическое значение игрушки


Мы оформляем мир наших детей по своему разумению, а потом бывает, удивляемся их «неожиданным» желаниям и настроениям. Нас удивляет, почему ребенок иной раз равнодушно относится к дорогому подарку или с необъяснимым рвением предается игре, которая нам кажется совсем не интересной. А ведь присмотревшись по-внимательнее к детским играм, мы могли бы лучше понять характер малыша, отчасти предсказать его будущие увлечения и пристрастия, да и просто достичь большего доверия и взаимопонимания, так необходимого детям, и родителям. Играя, малыш, учится действовать и мыслить, и всякая манипуляция с игрушкой – прообраз его будущих отношений с окружающей жизнью. Повзрослев. ребенок научится более сложным действиям, а его игрушки станут дороже и изощреннее, но его мироощущение во многом останется тем же, что и те далекие годы, когда он делал свои первые шаги.

 

 

Игрушка – это предмет, несущий в себе знаково-символическую функцию. Символы – есть основа отношения к внешнему миру и к реальности. Игрушек, которые находятся в арсенале человечества, огромное множество. Возникли они из культово–ритуальной атрибутики взрослых. Суть символистической функции заключается в образовании представления системы обозначающих знаков, служащих средством отражения реальности.

«Прочитывание» символического смысла игрушки может проводиться в различных направлениях:

* народная игрушка

* абстрактная игрушка

* индивидуальная игрушка

* современная игрушка

Действие ребёнка с игрушкой отличается от игры–упражнения тем, что у ребёнка в индивидуальной игре формируется сложная система речи и проявляется его психологическое «устройство». Малыш познает функциональное назначение игрушки и это помогает ему психологически войти в мир настоящих вещей. По сути, взросление в том и состоит, что человек учиться решать проблемы. А главная проблема- приспособить окружающий мир к удовлетворению своих нужд и запросов. Если приспосабливать ничего не требуется, а надо лишь пользоваться, то и сам психологический механизм принятия решений формируется с трудом.

Часто, мы взрослые сами себе, задаем вопрос « Столько игрушек, а он играет старым плюшевым медвежонком?». На этот вопрос поможет ответить символическое значение игрушки.

* Деревянный кубик, мячик – это эталонная фиксированная форма. Помогают на чувственном опыте познавать структуру материального мира и его предметов, т.е. мир сопротивляется творческим порывам человека, необходимо научиться понимать смысл самого материала, чтобы успешно использовать его в своей деятельности.

* Пирамидка – гармоничность и красота! Это модель небесного мира, состоящая из семи или девяти колец, каждое надевается на центральную ось – «ось МИРА».

* Ванька–встанька , неваляшка. Его (её) бьют, а он (она) встаёт. В этом есть жизнеутверждающий оптимизм.

* Матрёшки пришли в русскую культуру из японской религиозной традиции в виде разукрашенного яйца. А это символ зарождения новой жизни. Яйцо в яйце –принцип существования жизни.

Животные

* Баран — в мифологической традиции олицетворяет солнце и счастье;

* Олень – солнечный свет, земной мир и счастливый брак;

* Козёл – плодородие;

* Конь – воздействие на психику ребёнка является архетипическим: солнечный бог, а также представления о реинкарнации души и солнца. Солнце часть суток проводит в земном мире, а ночной период в подземном. Поэтому душа человека, возрождается для жизни на земле! Двойной конёк часто можно видеть на крышах русской избы. Это изображение – своеобразное пожелание хозяевам бессмертия. С символикой солнца связываются и всевозможные кони–качалки, и качели.

* Медведь – в народной игрушке это бог Велес. Он хранитель земных богатств и силы.

* Собака – охрана, защита, т.к. собака и выполняет эту функцию, это соответствует принципам магии подобия.

* Корова – достаток, благополучие, иногда соотносилось с образом Великой матери.

* Лев – сила, могущество, защита хозяина.

* Волк – двоякий смысл с одной стороны – опасное животное, с другой – связан с культом предков.