О чём рассказывают детские рисунки

Чтобы разобраться во внутреннем мире ребёнка, надо внимательно посмотреть, как он рисует свою семью. «Возраст» таких рисунков 4—5 лет.

Семейный портрет.

Если в доме всё в порядке, он рисует семью в полном составе: все держатся за руки или заняты каким –то общим делом. Но если ребёнка что – то не устраивает в семейных отношениях, он нарисует членов семьи, занятых каждый своим делом. Большое расстояние между родственниками или отгороженность предметами – яркие признаки отчуждения. Тех, кого ребёнок недолюбливает, он помещает в рамку или рисует в отдаление от остальных. Бывает и так, что, изображая семью, ребёнок включает в него родственников, не живущих с ним под одной крышей или даже вымышленных персонажей. Ребёнку хочется получить внимание, недостающее ему; это может быть ревность к кому – либо, желание лидерства, это мечты в рисунке; это потребность в большом количестве близких людей. Иногда ребёнок упорно изображает отца, который давно ушёл из семьи или даже не известен малышу. Для ребёнка это трагедия, которую он переживает молча. Для матери, считавшей, что ребёнок равнодушен к отсутствию отца в семье, такой рисунок становиться горьким открытием.

Распределение ролей

Наиболее значимого для себя человека ребёнок чаще всего изображает первым, прорисовывает его более тщательно и детально, чем остальных. Если мама оказалась вровень с крупным папой, а то и выше его, значить, решающий голос в семье принадлежит именно ей.

Когда ребёнок рисует всех, кроме себя, это говорит о его низкой самооценке и об отсутствии чувства общности с семьей. Про таких детей можно сказать словами А.С.Пушки на: Она в семье своей родной казалась девочкой чужой.

Если же в ответ на просьбу нарисовать семью ребенок нарисует только себя, трактовка будет зависеть от того, как он это сделает. Крупное изображение, обилие подробностей, бантиков и прочих «украшательств» может свидетельствовать об эгоцентризме. Если изображение себя маленькое, размытое, значить он чувствует себя отверженным, нелюбимым.

Если ребёнок отказывается рисовать семью («не хочу», «устал», «не люблю рисовать людей») значит о чём – то переживает, ревнует, видит, чувствует конфликты родителей , пьянство отца. Типичный в таких ситуациях рисунок: сам ребёнок, телевизор, кошка.

Символика рисунков.

Иногда дети рисуют страшные рисунки: кулаки, оскаленные зубы животных, когти , динозавров, роботов, оружие, пожары, взрывы, колючки – это признак агрессии или страхов. Фигуры людей без рук, без ног—неуверенность в себе, выключенность ребёнка из трудовой жизни семьи. Тревожный признак—прорисовывание половых органов, что здоровые дети не изображают. Фиксация на половых органах бывает после сильного стресса, пережитого в период жёсткой взрослой сцены, не пристойные игры и занятия, т.е. ранняя сексуализация поведения повлечёт за собой проблемы в психическом развитии.

Цвет, размер рисунка

Малые размеры рисунков предполагают заниженную самооценку, эмоциональную зависимость. Рисунок во весь лист—завышенные самооценки, иногда это является хорошей способностью владеть навыками рисования.

Преобладание чёрного, серого или коричневого цвета должно насторожить родителей, т. к. это является проявлением страхов, повышенной агрессивности, нервного истощения или депрессии. Мир психически здорового ребёнка—яркий, красочный, разноцветный.

Почему ребёнок отказывается рисовать

1.Недоразвитие мелкой моторики (руки).

2.Бедность замысла, воображения, т.к. дети много сидят у телевизора и редко слушают чтение взрослых.

3.Неуверенность в себе из-за придирок взрослых к процессу рисования, эмоциональные переживания по поводу того, что не справился с каким—то заданием.

Вывод. Какими бы небыли причины отвращающие ребёнка от рисования, их надо преодолевать, поскольку они тормозят его развитие. Ведь рисование раскрывает внутренний мир маленького гражданина.

Подсказывайте ему новые идеи, сюжеты, будьте внимательны и благодарны за творчество. Задавайте вопросы, способствующие дальнейшему желанию рисовать, переключайте его внимание на положительные воспоминания.

Подборка материала: Педагог-психолог Самотохина Т.И.