Осень – это время значительных, видимых перемен в жизни природы.
Во время прогулок наблюдайте за изменениями, происходящими в парке или во дворе по которому вы постоянно проходите.
Наблюдая отмечайте, как:
- изменилась погода: солнце яркое, но уже не жарко; часто идут дожди, по утрам на земле иней. Учите ребенка устанавливать причинно -следственные связи: прошел дождь- на земле лужи, выглянуло солнце- лужи высохли.
- изменяется окраска листьев на деревьях, закрепляйте названия деревьев, рассматривайте плоды, упавшие с данного дерева.
- в огороде и на клумбах, собирая семена цветов и овощный культур, рассматривайте их внешний вид. Привлекайте ребенка к сбору урожая.
Стало тихо в парках. Насекомые исчезают, перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края.
Идет подготовка лесных жителей: к зиме: еж спит в ямке укутавшись опавшей листвой. Барсук спит в норе , медведь в берлоге. Белка готовит на зиму припасы и меняет рыжую шубку ни серую, а заяц- серую шубку на белую.
В процессе наблюдений, бесед сравнивайте погоду в сентябре, октябре и ноябре, устанавливайте, что осенью постепенно уменьшается количество солнечных дней и, наоборот, увеличивается число дней пасмурных и дождливых; всего больше их бывает в середине осени, в октябре; в конце ее, в ноябре, устанавливается более сухая погода, часты заморозки, иней, туман.
В беседе сравнивайте осеннюю погоду с погодой других времен года, а также выделяйте погодные особенности, присущие только осени (температура, осадки, состояние неба), это помогает устанавливать все новые и новые закономерности: «Осенью снег выпадает, но быстро тает» и т.д.
Общаясь с вами, у ребенка пополняются знания о природных явлениях, а точное определение словом наблюдаемого явления и его причины является основой процесса осмысления и содействует развитию логического мышления и речи детей.
материал подготовила Тимошенко Т.И.